5 ноября 2020

Басюк Виктор Стефанович, Заместитель Министра просвещения РФ;

Приветственные слова

  • Креков Павел Владимирович, Заместитель Губернатора Свердловской области;
  • Богинский Михаил Вячеславович, генерал-лейтенант юстиции, руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области;
  • Алтынникова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, и.о. директора Института стратегии развития образования Российской академии образования

Возможные выступления на пленарном заседании

1. Малафеев Николай Николаевич, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования (РАО), вице-президент РАО

Стратегические ориентиры в образовании лиц с ОВЗ

2. Биктуганов Юрий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, министр образования и молодежной политики Свердловской области

Инновационные процессы в деятельности образовательного кластера Свердловской области

3. Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор УрГПУ

Виртуальное образовательное пространство как ресурс межкультурного взаимодействия вузов в эпоху цифровизации

4. Тетерский Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор

Фундаментальная и прикладная педагогика: обновление ценностей и смыслов образования, воспитания и обучения

5. Сыманюк Эльвира Эвальдовна, доктор психологических наук, профессор, директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, руководитель регионального научного центра РАО в Уральском федеральном округе на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Особенности профессионального развития педагога в современном мире

6. Тренихина Светлана Юрьевна, кандидат социологических наук, ректор ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт регионального образования»

Повышение квалификации учителей в рамках реализации национального проекта «Образование»

Выставки
Экскурсии

6 ноября 2020. Секционные заседания

 

Секция №1. Субъектный подход в педагогике и психологии

В рамках трека будут актуализированы и рассмотрены ключевые вопросы, связанные с реализацией субъектного подхода в образовательной практике. Представлены результаты психолого-педагогических исследований субъектности личности как в разрезе нормативного поведения, так и в девиантных его формах. Помимо этого будут обобщены ключевые факторы, влияющие на становление субъекта, среди которых особое значение приобретает среда, с которой он взаимодействует.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Субъектный подход в психологической науке: теоретико-методологические основания;
  • Субъектный подход в педагогике: роль педагога в формировании активной личности;
  • Девиантные формы реализации субъектности;
  • Цифровая среда и субъект;
  • Развитие и саморазвитие субъекта.

Доклады:

  1. Водяха Юлия Евгеньевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Эффекты и особенности когнитивной сферы современных детей и подростков;
  2. Воробьева Ирина Владимировна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Стресс-факторы виртуальной образовательной среды: субъектный подход;
  3. Кружкова Ольга Владимировна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Роль субъектности в восприятии стресс факторов среды мегаполиса;
  4. Крылова Светлана Геннадьевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Влияние цифровых устройств на психическое развитие детей;
  5. Тагильцева Юлия Ринатовна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Механизмы воздействия экстремистского дискурса на субъектов образовательного процесса в вузе.

Шорт-треки:

  • Фокус-группа «Стресс и активность субъекта в условиях современного социума»;
  • Форсайт-сессия «Современная образовательная среда как условие развития субъекта»;
  • Проектно-аналитическая сессия «Внедрение медиативных технологий в педагогическую практику».


Секция №2. Воспитательный потенциал обучения в дошкольном, среднем, дополнительном и профессиональном образовании

Трек посвящен актуальной проблематике воспитания подрастающего поколения, как стратегическому общенациональному приоритету, учитывающему как духовно-нравственные и образовательно-развивающие интересы молодежи, так и актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития России в мировом сообществе. Представлен широкий спектр современного контента воспитательного потенциала государственной, общественной, семейной и др. систем педагогического взаимодействия с подрастающим поколением; исторических особенностей развития воспитания подрастающего поколения в России. Рассматриваются возможности, особенности, инновационные формы и методы реализации воспитательного потенциала системы образования всех уровней; учреждений культуры, средств массовой информации, семейного воспитания, общественных гражданско-патриотических и ветеранских организаций.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Воспитательный потенциал дошкольного образования;
  • Воспитательный потенциал общего образования;
  • Воспитательный потенциал профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование;
  • Воспитательный потенциал системы образования в реализации приоритетного проекта «Цифровая экономика»;
  • Воспитательный потенциал дистантного образования;
  • Воспитание в ситуации активности молодежи в социальных сетях;
  • Воспитательный потенциал дополнительного образования: техническое, научное, художественно-эстетическое, спортивное и др. направления;
  • Воспитательный потенциал учреждений культуры;
  • Особенности воспитания с участием общественных и ветеранских организаций;
  • История воспитания подрастающего поколения в России и за рубежом.

Доклады:

  1. Антипова Елена Петровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Развитие мотивации к научной, инновационной и проектной деятельности у студентов;
  2. Кириченко Елена Юрьевна (Россия, Управление образования Октябрьского района Екатеринбурга) Воспитательная деятельность педагогов образовательного кластера Октябрьского района Екатеринбурга по патриотическому воспитанию подрастающего Поколения;
  3. Лапенок Марина Вадимовна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Применение искусственных нейронных сетей для решения педагогических проблем;
  4. Ларионова Ирина Анатольевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Социальные аспекты воспитания подрастающего поколения;
  5. Романов Павел Викторович, Флянц Ирина Юрьевна (Россия, Следственное управление Следственного комитета РФ по Свердловской области) Деятельность Следственного управления СК РФ по Свердловской области по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  6. Середа Владислав Антонович (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Развитие системы гражданско-патриотического воспитания студентов в современных условиях;
  7. Усольцев Александр Петрович (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Формирование современного мировоззрения школьников - новые вызовы.

Шорт-треки:

  • Форсайт-сессия «Воспитанный человек века - вызовы со стороны общества, семьи и власти. Типология идеально воспитанного человека - миф или реальность? Что такое хорошо и что такое плохо – кто и как определяет?»;
  • Форсайт-сессия «Соотношение обучения, как когнитивного процесса, и воспитания, как эмоционально-чувственного воздействия в образовании? Откуда берутся молодые таланты, изготавливающие синтетические наркотики и реализующие финансовые махинации? Кто виноват и что делать?»;
  • Фокус-сессия «Воспитательный потенциал дистантного образования – вынужденные последствия пандемии или смена стратегии воспитания?»

 

Секция №3. Антропологические основания и принципы современного образования

Интенсификация развития человека средствами современного образования происходит и может обеспечиваться тем, что организованные процессы идут навстречу со-бытийной природе человека. Все структурные компоненты со-бытия человека, включая со-знание, не противостоят друг другу, а образуют целостность, способную к самоорганизации. Поэтому важно и актуально исследовать антропологические аспекты единства экзистенциальных, культурных, деятельностных и информационных оснований современного образования. Актуальность реализация единства антропологических оснований в процессах индивидуализации, диалогизации, игроизации дополняется процессами цифровизации, виртуализации, футуризации образования. Развитие потенциала со-бытийной природы человека и организация процессов смыслового единства образовательного пространства реализуется посредством применения антропологических принципов образования, обеспечивающих и развивающих целостность каждого человека: природосообразность, гуманизм, культуросообразность, свободосообразность, смыслосообразность.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Антропологические основания современного образования – экзистенциальные, культурные, деятельностные, информационные;
  • Антропологические аспекты процессов цифровизации, диалогизации, игроизации, индивидуализации, футуризации образования;
  • Антропологические принципы современного образования – целостность, гуманизм, свободосообразность, смыслосообразность;
  • Антропологические ориентиры образования в истории философии и образования.

Доклады:

  1. Андрюхина Людмила Михайловна (Россия, Российский профессионально-педагогический университет) Цифровизация образования: ожидания и антропологические риски;
  2. Герт Валерий Александрович (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Событийная природа антропологических принципов образования;
  3. Грицков Юрий Викторович (Россия, Сибирский федеральный университет) Архетипическая составляющая в образовательном процессе: учитель, ученик, администратор;
  4. Невелева Вера Сергеевна, Дыдров Артур Александрович (Россия, Челябинский государственный институт культуры, Южно-Уральский государственный университет (НИУ) Футуризация образования: философско-антропологический ракурс;
  5. Ниязбаева Наталья Николаевна (Казахстан, Костанайский государственный университет) Экзистенциальная антропология образования: ценности и самоосуществление человека;
  6. Новикова Оксана Николаевна (Россия, Уральский государственный лесотехнический университет) Игропедагогика: антропологический аспект;
  7. Пеннер Регина Владимировна (Россия, Южно-Уральский государственный университет (НИУ) Беседуя о философии: диалог как средство формирования идентичности студента;
  8. Сумина Татьяна Григорьевна, Третьякова Вера Степановна (Россия, Российский государственный профессионально-педагогический университет) Прогнозирование профессионального будущего молодежи как важнейший фактор развития экосистемы личности в условиях цифровой экономики;
  9. Черепанова Екатерина Сергеевна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Немецкая версия гражданского образования.

 

Секция №4. Цифровизация образования

Трек посвящен обсуждению вопросов, связанных с цифровой трансформацией образовательного процесса в школе и вузе. В ходе трека предполагается дискуссия о существующих подходах и обозначенных задачах цифровизации образования, возможности и целесообразности их реализации с точки зрения обеспечения качества образования и требований ФГОС. Предполагается рассмотрение вопросов интеграции массовых онлайн курсов в учебный процесс педагогических вузов, а также возможностей альтернативных решений (например, открытых образовательных ресурсов). Будет проанализирован опыт зарубежных и отечественных университетов и школ.

Отдельным направлением обсуждений станут вопросы построения информационной образовательной среды вуза и школы, применения современных информационных технологий в образовательной практике, использования результатов научных исследований в учебном процессе педагогического вуза.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Задачи цифровизации образования (анализ нормативных документов). Подходы к реализации цифровизации образования. Анализ необходимых условий цифровизации образования и возможности их реализации в отечественной системе образования;
  • Опыт зарубежных и отечественных вузов и школ по цифровой трансформации образовательного процесса. Проблемы цифровизации и направления их решения;
  • Роль и перспективы использования МООК (массовых открытых он-лайн курсов) в вузе и школе. Анализ опыта использования МООК. Условия применения МООК, модели использования МООК в учебном процессе. Альтернативы МООК: достоинства и недостатки;
  • Опыт использования современных информационных технологий в учебном процессе вуза и школы. Информационная образовательная среда вуза и подходы к ее реализации;
  • Возможности включения результатов научных исследований, представленных с помощью современных цифровых средств, в учебный процесс вуза. Направления научно-педагогических исследований, связанных с цифровизацией образования;
  • Вопросы подготовки педагогических кадров к включению в процесс цифровизации образования. Анализ проблем, выявленных в ходе массового перехода образовательных организаций на дистанционные формы обучения, и возможные пути их решения на уровне преподавателя и вуза.

Доклады:

  1. Арбузов Сергей Сергеевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Педагогическая концепция использования технологии стрим-обучения в вузе;
  2. Ахаян Андрей Андреевич (Россия, Российский государственный педагогический университет им. Герцена) Виртуальная педагогическая студия как новое образовательное пространство;
  3. Бортник Борис Исаакович, Тарасов Алексей Валерьевич (Россия, Уральский государственный экономический университет) Цифровые технологии в реализации проектной деятельности по исследованию электродных процессов;
  4. Сесекин Александр Николаевич, Сардак Любовь Владимировна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный педагогический университет) Обучение моделированию задач оптимального управления средствами специализированного программного обеспечения;
  5. Стариченко Борис Евгеньевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Проблемы цифровизации высшего образования;
  6. Стожко Наталия Юрьевна, Бухаринова Мария Александровна (Россия, Уральский государственный экономический университет) Использование информационных технологий при изучении темы «Зеленый синтез» курса аналитической химии.

 

Секция №5. Исследование субъект-субъектной парадигмы в педагогической теории и практике

Гуманитарная отрасль науки всегда обращалась к проблемам субъектной, активной, инициативной позиции индивида в различных ситуациях. В психолого-педагогических исследованиях последней четверти XX века этому вопросу посвящено достаточно большое количество работ. И в XXI веке эти вопросы остаются достаточно актуальными для обсуждения: субъектами или объектами являются участники образовательной деятельности? Каково соотношение субъектности и субъективности в оценках процесса и результатов образования? Всегда ли обучающийся должен находиться в позиции субъекта? К тому же события последних месяцев добавили новые вопросы к осмыслению парадигмы субъект-субъектного образования. И эти вопросы требуют своего разностороннего обсуждения

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Учитель в новой образовательной ситуации дистантного формата является субъектом или объектом? Можно ли назвать субъектом деятельности педагога, работой которого «управляет» форма обучения?;
  • Не пришла ли пора разработки интерактивной дидактики обучения (о которой эпизодически поднимался вопрос в последнее десятилетие XXI века), которая могла бы сбалансировать позиции участников образовательной деятельности?;
  • К какой – осознано принятой – позиции в профессиональной деятельности необходимо готовить выпускников педагогического вуза?

Доклады:

  1. Забара Людмила Ивановна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Риски полисубъектности образовательного пространства;
  2. Коротаева Евгения Владиславовна, Воронина Людмила Валентиновна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Субъекты и объекты образования цифровой эпохи;
  3. Куликова Елена Александровна (Россия Уральский государственный университет путей сообщения) Субъект-субъектная парадигма образования в формате профессиональной переподготовки.
  4. Сазонова Анжелика Николаевна, Ахаян Андрей Андреевич (Россия, Дальневосточный федеральный университет, Российский государственный педагогический университет им.Герцена) Сетевая личность как субъект современного образования;
  5. Хан Ольга Николаевна (Россия Уральский государственный университет путей сообщения) Освоение языковых дисциплин в техническом вузе: субъект-субъектная парадигма.

Шорт-треки:

  • Онлайн-дискуссия «Трансформации субъект-субъектной парадигмы образования в цифровую эпоху».

 

Секция №6. Традиционные и инновационные методы филологического образования

В рамках трека будут актуализированы и рассмотрены ключевые вопросы, связанные с процессами изучения речевой деятельности: формирование текстовой компетенции в практике гуманитарного образования; разработка и внедрение лингвокреативных технологий развития языковой личности; психолингвистические аспекты дискурсивного анализа новых феноменов языкового сознания в современном социокультурном контексте. Предполагается обсуждение результатов корпусных исследований авторских идиостилей в классической и постмодернистской парадигмах художественного творчества.

В качестве специального направления в рамках научных дискуссий выделена проблема конструирования и восприятия современного учебного текста, диагностических и тренинговых процедур и результатов их апробации в образовательной практике с целью оптимизации когнитивных процессов усвоения знаний.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Текстовая деятельность: аспекты, дискурсивные и жанровые разновидности текста;
  • Методология анализа текста в образовательном процессе;
  • Аксиологические доминанты социума в Интернет-коммуникации и СМИ; новые феномены языкового сознания и их отражение в речевой деятельности;
  • Экспериментальные методы исследования и развития вербальной креативности (игровой текст в аспекте его порождения и восприятия) в практике школьного и вузовского обучения;
  • Когнитивные механизмы конструирования и усвоения современного учебного текста;
  • Креатив постмодернистского текста: взгляд лингвистов и литературоведов;
  • Корпусные исследования как инновационные цифровые технологии филологических исследований художественных идиостилей.

Доклады:

  1. Гридина Татьяна Александровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Методология анализа игрового текста: аспекты порождения и восприятия;
  2. Иванова Евгения Николаевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Методология лексикографического описания исторической языковой личности;
  3. Коновалова Надежда Ильинична (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Психолингвистические технологии конструирования учебного текста;
  4. Матвеева Юлия Владимировна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Игра с советским новоязом в творчестве писателей-эмигрантов: на примере рассказов Б. Н. Ширяева;
  5. Михайлова О.А., Михайлова Ю.Н. (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Изучение научного текста в свете его метафорической составляющей;
  6. Мухин Михаил Юрьевич (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Формализация индивидуальной лексической сочетаемости как средство описания идиостилей: корпусное сопоставительное исследование классической прозы XIX века;
  7. Руженцева Наталья Борисовна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Либеральные и традиционные ценности в зеркале СМИ;
  8. Снигирева Татьяна Александровна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Креативная дешифровка фактов в «Истории Российского государства» Б. Акунина;
  9. Шарафутдинов Джалиль Рафаилович (КНР, Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли) Межкультурная коммуникация в свете преподавания русского языка иноговорящим студентам.

 

Секция №7. Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми образовательными потребностями

В рамках трека его участникам предлагается обсудить результаты актуальных междисциплинарных исследований в области изучения и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Будут рассмотрены клинические механизмы когнитивных и поведенческих расстройств у детей, стратегии формирования понятий и их синтеза в детском возрасте, практики работы с письменной речью детей с особыми образовательными потребностями, в том числе в условиях цифрового образования. Ключевой темой трека станет инклюзивное образовательное пространство, его психологическая безопасность и развитие в поликультурной среде.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Модели взаимодействия специалистов из разных областей знания в процессе изучения и образования лиц с особыми образовательными потребностями;
  • Практики цифровизации образования лиц с особыми образовательными потребностями;
  • Стратегии безопасности образовательной инклюзии в поликультурной среде.

Доклады:

  1. Пальчик Александр Бейнусович (Россия, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет) Лобно-подкорковые взаимоотношения в развитии когнитивных и поведенческих расстройств у детей;
  2. Тихонравов Дмитрий Леонидович (Россия, Институт эволюционной физиологии и биохимии РАН) Методика формирования понятий и их синтеза у 4-5-летних детей;
  3. Филатова Ирина Александровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Формирование письменной речи у младших школьников с дизартрией;
  4. Хлыстова Елена Викторовна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Системный подход к проблеме психологической безопасности инклюзивного образовательного пространства;
  5. Хоппе Людмила, Каракулова Елена Викторовна, Бездетко Сергей Николаевич (Германия, Университет им. А. Гумбольдта, Россия, Уральский государственный педагогический университет) Сравнительный анализ восприятия электронного и печатного текста младшими школьниками с умственной отсталостью и нормативно развивающимися школьниками;
  6. Чудинов Анатолий Прокопьевич, Цыганкова Анна Владиславовна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Инклюзивное и эксклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями в поликультурной среде.

Шорт-треки:

  • Фокус-сессия «Человек с особыми образовательными потребностями в современных условиях российского образования»;
  • Кейс «Успешные практики дистанционных форм обучения лиц с особыми образовательными потребностями».

 

Секция №8. Управление образованием: проблемы, тенденции, эффективность

Обсуждение и научное осмысление стратегии и тактики управления образованием в условиях меняющейся социальной реальности. Происходящее трансформации общества требует от руководителей и персонала образовательных организаций всех уровней образования изменений, которые и должны обеспечить полноценную профессиональную деятельность в современных условиях, когда наблюдается поворот от понимания образования как государственной функции к образованию как преобразованию социальной реальности.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Профессиональное развитие и саморазвитие руководителей дошкольного, дополнительного, общего, среднего профессионального и высшего образования в парадигме преодоления противоречий внутреннего устройства образовательных организаций и внешних вызовов;
  • Руководитель образовательной организации как субъект инновационных коммуникаций в контексте новых трендов развития сферы образования;
  • Инфраструктурные и бизнес преобразования образования в условиях перманентных изменений и реформ;
  • Модели адаптации образовательных организаций, научных и научно-педагогических работников к вызовам власти, рынка труда и общественных трансформаций;
  • Управление развитием кадрового потенциала образовательных организаций в целях повышении уровня эффективности деятельности и качества образования;
  • Стратегии управления и форматы работы с молодежью, молодыми учеными и преподавателями как лидерами изменений.

Доклады:

  1. Давыдова Наталия Николаевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Модель профессионального развития молодого ученого - потенциального руководителя научного коллектива;
  2. Калимуллин Айдар Минимансурович (Россия, Казанский федеральный университет) Современные подходы к управлению образовательной и научной деятельностью преподавателей университетов;
  3. Симонова Алевтина Александровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Стратегии государственной поддержки молодых ученых;
  4. Симонова Ирина Александровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Управление образованием в условиях разнообразия стратегий политизации молодежи;
  5. Чикова Ольга Анатольевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Теория и методика научного руководства аспирантами в области наук о материалах;
  6. Швецова Анастасия Владимировна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Гендерные аспекты лидерства в высшей школе.

 

Секция №9. Актуальные тренды географического и экологического образования

Каковы актуальные тренды современного географического образования в школе и вузе? Возможно ли формирование пространственного мышления средствами цифровой образовательной среды? В треке будут проанализированы актуальные тренды и лучшие практики географического и геоэкологического образования в школьном и вузовском образовании, эффективные технологии он-лайн обучения в условиях современного культурно-информационного пространства. Отдельный дискурс в треке посвящен новой роли преподавателя и проблемам, возникающим при переходе на новые стандарты образования и применении в образовательном пространстве интерактивной он-лайн среды. Также экспертами будут представлены лучшие практики реализации социально-экологических проектов и общеразвивающих программ естественнонаучной направленности.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Традиционные и инновационные технологии в географическом образовании в свете Концепции географического образования 2019;
  • Состояние экологического образования в России: проблемы и перспективы развития.
  • Географические и экологические проекты и программы естественнонаучной направленности: единство или антагонизм учебной и внеучебной деятельности?;
  • Вызовы и перспективы исследований и полевых практикумов в интерактивной онлайн среде. Могут ли онлайн технологии полностью обеспечить качество географических УУД и профессиональных компетенций выпускников школы и вуза?

Доклады:

  1. Веселкин Денис Васильевич (Россия, Екатеринбург, Институт экологии растений и животных УрО РАН) Как увеличить знания об инвазивных растениях в рамках подхода citizen science;
  2. Гурьевских Ольга Юрьевна, Федоровских Анастасия Владимировна (Россия, Уральский государственный педагогический университет, МАОУ №2 г.Реж) Формирование пространственного мышления средствами цифровой образовательной среды;
  3. Моисеева Людмила Владимировна, Пушкарёва Инна Николаевна, Жилбаев Жанбол Октябрович (Россия, Уральский государственный педагогический университет, Казахстан, Национальная академия образования им. И.Алтынсарина) Экологическое образование в условиях современного культурно-информационного пространства;
  4. Нестерова Людмила Николаевна (Россия, Архангельский областной институт открытого образования) Формирование экологической культуры обучающихся средствами предметов естественнонаучного цикла;
  5. Письменная Лидия Юрьевна (Россия, МАОУ СОШ №г. Славянска-на-Кубани) Об опыте использования краткосрочных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности для развития экологической грамотности школьников;
  6. Федорова Любовь Валерьевна (Россия, Первый московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова) Экологическое образование в научно-исследовательской практике студентов-биоинженеров;
  7. Янцер Оксана Васильевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Современное состояние географического образования в педагогических вузах России.

 

Секция №10. Человеческое измерение истории. Образование: траектории развития

Трек посвящен проблемам роли и перспективам исторического образования в рамках традиций развития университета. Человек прошлого: каковы методы и формы его «воскрешения». Человек и социум: принципы взаимовлияния в исторической динамике. Как повлияла антропологизация исторических исследований на преподавание исторических дисциплин. Каковы возможности и пределы реализации дистанционных форм в преподавании истории. Университетский историк: в чем должна состоять преемственность и развитие традиций. История как учебная дисциплина: методы и формы патриотического воспитания

Директ (вопросы для обсуждения):

  • История: гуманитарная наука или наука общественная? Является ли принцип профессиональной самодостаточности основой для сохранения объективности в исторических исследованиях, либо этот идеал научности эфемерен. Как при реализации принципа полезности для общества сохранить научную объективность отношения к прошлому;
  • Университетский преподаватель истории: ученый или педагог? Что первично? Роль и значение научной деятельности для педагога-историка, студента-историка, учителя-историка;
  • История всеобщая и история отечественная: каковы принципы и особенности преподавания? Процессы глобализации и воспитание патриотизма: варианты преодоления противоречий. Государственно-ориентированный патриотизм и патриотизм «гуманизированный». Региональная история;
  • Нормативные документы и творчество историка-педагога: каково оптимальное соотношение в современных условиях? Роль историка-исследователя и историка-педагога в разрешении «трудных вопросов истории». Возможности и пределы самостоятельности современного историка во взаимодействии с обучающимся.

Доклады:

  1. Беспалова Ксения Андреевна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Французские попутчики русских большевиков: люди и судьбы;
  2. Вандышев Михаил Николаевич, Веселкова Наталья Владимировна, Прямикова Елена Викторовна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный педагогический университет) Советское прошлое в оценках жителей индустриальных городов Урала;
  3. Земцов Владимир Николаевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Профессор Б.А. Сутырин: историк и творец истории;
  4. Кругликова Галина Александровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Участие уральской интеллигенции в культурно-просветительском образовании: исторический опыт первых лет Советской власти;
  5. Лукашевич Андрей Михайлович (Республика Беларусь, Белорусский государственный университет) Губернатор Хэйлунцяна Лу Хао: человеческий фактор в китайско-российских отношениях (20-20гг.).

 

Секция №11. Педагогическое образование в регионах: история и перспективы развития

Спрогнозировать эффективную стратегию развития такого важного элемента социокультурной сферы как образование невозможно без учета апробированного опыта предыдущих поколений россиян. Становление различных способов подготовки педагогических кадров имело свою специфику в отдельных регионах России даже при условии наличия общегосударственной политики в отношении образования. Профессиональная деятельность педагога основывается на опыте прошлого, осуществляется в настоящем, но нацелена на будущее. Обучение – наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к меняющимся условиям жизни, а педагог готовит обучающихся к этим переменам. Стратегия будущего – опора на опыт прошлого.

В рамках трека предполагается обсудить особенности профессиональной подготовки педагогических кадров в разных регионах России, определить, каковы факторы влияния: социально-экономическое состояние региона, взаимодействие региональной власти с местным самоуправлением, социумом, бизнесом по преодолению дефицита педагогических кадров и др.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Учительские кадры в регионах в конце Х– начале ХХ века;
  • Как осуществлялась подготовка учителей в российских губерниях до создания сети специальных педагогических учебных заведений? Чем была вызвана феминизация кадрового состава педагогов во второй половине XIX – начале ХХ в.? Какова роль чиновников и общественности в развитии педагогических учебных заведений в регионах? Лучшие практики подготовки педагогов, апробированные на рубеже XIX–ХХ вв. Учительские институты и учительские семинарии – главные типы региональных педагогических учебных заведений;
  • Становление региональной системы педагогического образования в советский период. Подготовка учителей в высших учебных заведениях: классические университеты и педагогические институты. Деятельность средних профессиональных педагогических учебных заведений. Курсовая подготовка, Педагогические классы, Роль культурно-просветительных учреждений в повышении профессионального уровня преподавателей;
  • Проблемы педагогического образования в республиках, краях и областях современной России. Каковы новые вызовы времени, на которые педагогическое образование еще не готово ответить? Лучшие практики подготовки педагогов с использованием современных образовательных технологий. Традиции и новации в образовательном пространстве педагогических учебных заведений. Кадровый потенциал педагогических учебных заведений – залог успешной стратегии развития.

Доклады:

  1. Любичанковский Сергей Валентинович (Россия, Оренбургский государственный педагогический университет) История Оренбургского государственного педагогического университета в отражении его Летописи;
  2. Рахимбекова Ажар Кабдуловна (Казахстан, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева) Евразийский национальный университет: история и перспективы;
  3. Попов Михаил Валерьевич, Суворов Максим Викторович (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Педагогическое образование в г. Свердловске в 1930-е гг.;
  4. Черноухов Эдуард Анатольевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Проблемы адаптации учителей средних учебных заведений Екатеринбурга в 1870-х гг.

Шорт-треки:

  • Проектная сессия «Русская революция и попытки реформирования системы профессиональной подготовки учителей на местах»;
  • Круглый стол «Подготовка к педагогической деятельности лиц с ОВЗ»;
  • Форсайт-сессия «Иностранный студент в российском педагогическом учебном заведении».

 

Секция №12. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательной организации

Сегодня интенсивно развивается проектное управление и модернизация процессной системы для содействия в достижении целей и целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 20г. № 204 и инкорпорации в национальные проекты «Образование», «Наука», «Культура» и «Цифровая экономика». Для содействия достижению основных результатов национальных проектов на современном этапе становится углубление сотрудничества и стратегического партнерства между образовательными организациями высшего образования, научными организациями, предприятиями реального сектора экономики через реализацию проектного подхода, что обеспечивает инновационный аспект научно-образовательной деятельности вуза, поскольку объединяет деятельность исследовательскую и прогностическую, информационно-образовательную и социально-преобразующую. В рамках этого трека форума будут рассмотрены проблемы и перспективы формирования новых коллабораций в реализации совместных фундаментальных, культурно-образовательных и социальных проектов, критерии их оценки, методы проектирования и лучшие практики, что позволит участникам выйти на практико-ориентированные модели взаимодействия в рамках проектного управления.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Универсальность проектного подхода в различных областях научно-образовательной деятельности;
  • Студенческие треки проектной деятельности;
  • Реализация научных проектов молодых ученых;
  • Кадровый потенциал профессуры в определении стратегии проектной деятельности вуза;
  • Ресурсы проектной деятельности для стратегического развития вуза.

Доклады:

  1. Ашрапова Алсу Халиловна (Россия, Казанский Федеральный Университет) Опыт мультилингвального образования в Республике Татарстан;
  2. Грибан Ирина Владимировна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Проектная деятельность поисковых отрядов как инструмент сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне;
  3. Зиннатуллина Зульфия Рафисовна (Россия, Казанский Федеральный Университет) Проектный подход в изучении гражданской идентичности;
  4. Плотникова Мария Вячеславовна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Основные инструменты создания медиа-образа российского политика: проектный подход;
  5. Попп Иван Александрович (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Сохранение исторической памяти в РФ: опыт педагогических вузов;
  6. Порозов Роман Юрьевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Маргинальные политические практики современной молодежи в цифровом пространстве: проектный подход;
  7. Сидоров Виктор Владимирович (Россия, Казанский Федеральный Университет) Исследования языковой политики Республики Татарстан;
  8. Травкина-Сидоренко Галина Олеговна (Республика Польша) Опыт реализации молодежных проектов по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне в Республике Польша;
  9. Шестакова Надежда Федоровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Исследования молодых ученых о региональной идентичности на основе исторической памяти.

Шорт-треки:

  • Стратегическая сессия «От идеи к проекту: опыт и стратегия в реализации научно-образовательных проектов»;
  • Круглый стол «Я – руководитель проектов: будь в курсе современных трендов проектного управления».

 

Секция №13. Психология образования: актуальные проблемы, научные подходы и эффективные практики

Трек посвящен обсуждению фундаментальных и прикладных проблем психологии образования, организации обмена результатами научных исследований и опытом применения конкретных практик психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Ключевой темой трека станет раскрытие психологических условий персонализации образовательного процесса, обсуждение успешных моделей, инструментов и механизмов психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся. Отдельный дискурс в треке посвящен роли педагогов и родителей и проблемам их взаимодействия, возникающим при переходе из традиционного образовательного пространства в индивидуальную динамическую интерактивную онлайн среду.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Роль педагога-психолога в решении актуальных задач системы образования, актуальные вопросы и перспективные направления научно-исследовательской, научно-методической и практической деятельности в области психологии образования;
  • Психологические условия и эффективные практики персонализации образовательного процесса в образовательных организациях разного вида и типа; поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности и испытывающих трудности в освоении образовательных программ;
  • Современные технологии сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, раннее выявление и профилактика агрессивного, делинквентного, криминального, суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования и пр.; межведомственное и внутриведомственное взаимодействие в профилактике поведенческих нарушений обучающихся;
  • Психологические особенности педагогов и родителей как участников образовательного процесса, роли и границы ответственности семьи и школы в обучении и воспитании детей и подростков, эффективные модели их взаимодействия; оптимизация взаимоотношений педагогов и родителей при переходе из традиционного образовательного пространства в онлайн среду; лучшие практики оказания психолого-педагогической помощи педагогам и родителям.

Доклады:

  1. Ohno Eizo (Япония, Хоккайдский университет) Онлайн-обучение старшеклассников из отдаленных сельских районов Хоккайдо: пример регионального образования;
  2. Афанасенкова Елена Леонидовна (Россия, Сахалинский государственный университет) Профессиональная самореализация педагога: эффекты и детерминанты;
  3. Башкатов Сергей Александрович (Россия, Башкирский государственный университет) Механизмы психического развития обучающихся как основа обеспечения цифровизации образования;
  4. Белогай Ксения Николаевна (Россия, Кемеровский государственный университет) Социокультурные факторы формирования позитивного образа тела в подростковом возрасте;
  5. Васягина Наталия Николаевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Психолого-педагогические проблемы современной семьи;
  6. Волкова Елена Николаевна (Россия, Российский государственный педагогический университет им Герцена) Возможности классного коллектива, как референтной социальной группы в профилактике подросткового буллинга;
  7. Завьялова Ирина Юрьевна (Россия, Южно-Уральский государственный университет (НИУ) Пространственные способности как предикторы академической успешности в STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics);
  8.  Костромина Светлана Николаевна (Россия, Санкт-Петербургский государственный университет) Жизненные модели современной молодежи;
  9. Мазурчук Екатерина Олеговна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Психолого-педагогические факторы искажения восприятия обучающимися образовательной среды;
  10. Морозова Ирина Станиславовна (Россия, Кемеровский государственный университет) Стратегии суицидальной превенции в системе образования: оценка суицидальных рисков и направления профилактики;
  11. Попов Леонид Михайлович (Россия, Казанский федеральный университет) Актуализация инновационного потенциала субъекта образовательной деятельности;
  12. Пузыревич Наталия Леонидовна (Белоруссия, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка) Переживание ценности жизни у подростков с рискованным поведением в условиях трансцендентности современного общества;
  13. Рыльская Елена Александровна, Саркисян Лилия Вагановна (Россия, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Казахстан, Костанайский государственный университета им. А. Байтурсынова) Кросскультурные аспекты инклюзивной готовности педагогов;
  14. Тихомирова Татьяна Николаевна (Россия, Психологический институт РАО) Когнитивные предикторы успешности в школьном обучении;
  15. Чумаков Михаил Владиславович (Россия, Курганский государственный университет) Курс психологии религии для студентов с различной конфессиональной принадлежностью;
  16. Шебанова Виталия Игоревна (Украина, Херсонский государственный университет) Влияние средств массовой информации на межличностные отношения субъектов образования.

Шорт-треки:

  • Интерактивный семинар с элементами тренинга «Ресурсный подход в персонализации образовательного процесса»;
  • Фокус-сессия «Межведомственное и внутриведомственное взаимодействие в профилактике поведенческих нарушений обучающихся»;
  • Мастер – класс «Нейрографический рисунок как экспресс-методика в работе педагога-психолога по преодолению проблем личностного развития»;
  • Проектная лаборатория «Эффективные практики взаимодействия педагога с родителями в онлайн среде».

 

Секция №14. Межкультурная коммуникация и продвижение русского языка и культуры

Межкультурная коммуникация давно стала одним из самых перспективных направлений в научном и образовательном дискурсе, поскольку подобные компетенции нужны едва ли не каждому современному человеку. В XXI веке образование становится открытым, происходит обмен учащимися, реализуются совместные международные проекты, в том числе летние школы, стажировки и др.. Практическое освоение языков и межкультурной коммуникации позволяет современному человеку выбирать учебные заведения в любой стране, реализовывать бизнес-проекты, встраивать партнерские отношения и становиться частью поликультурного, многонационального сообщества. А продвижение русского языка и культуры способствует привлечению иностранных граждан в развивающееся образовательное пространство Российской Федерации.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Особенности популяризации русского языка, русской культуры и российского образования за рубежом;
  • Стратегии обучения языку как родному, неродному и иностранному на разных этапах образования;
  • Межкультурный подход к обучению: специфика преподавания иностранных языков;
  • Межкультурная коммуникация в глобальном контексте: пересекая границы.

Доклады:

  1. Бортников Владислав Игоревич (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) О возможностях когнитивного моделирования тематической цепочки художественного текста и его перевода;
  2. Воронина Татьяна Михайловна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Концептуализация знания в русском языке (в аспекте отношений тождества и противоположности);
  3. Дзюба Елена Вячеславовна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Когнитивные механизмы кодирования в русских загадках о животных;
  4. Ерёмина Светлана Александровна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Особенности концептуализации образа России в учебниках русского языка как иностранного для франкофонов;
  5. Миков Вениамин Юрьевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Концептуальные основы отбора страноведческого материала для пособия по русскому языку как иностранному;
  6. Пирожкова Ирина Сергеевна (Россия, Уральский государственный экономический университет) Динамика образа России в британских учебниках английского языка: фреймовый анализ;
  7. Суетина Анастасия Игоревна, Кирилова Ирина Владимировна (Россия, Уральский институт управления РАНХиГС) Стереотипные представления о России у иностранных обучающихся;
  8. Тенихина Анастасия Сергеевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Лингвокогнитивные основы формирования лексического минимума для иностранцев, изучающих русский язык;
  9. Чудинов Анатолий Прокопьевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Когнитивно-дискурсивная парадигма в современной педагогической метафорологии.

 

Секция №15. Инклюзивное образование: анализ и обобщение современной педагогической практики

Трек посвящен коллективному обсуждению и научному осмыслению проблем реализации инклюзивного образования в России и за рубежом и будет проходить в формате презентации коллективной монографии «Понятийный аппарата педагогики и образования», выпуск 1В ходе трека будут обсуждаться и осмысляться как сама категория «инклюзия», так и множество связанных с ней понятий, которыми широко оперируют ученые и практики разных стран: инклюзивные процессы, инклюзивное взаимодействие, инклюзивная культура, инклюзивное образование, инклюзивная среда, инклюзивные сервисы, инклюзивное волонтерство и др. Размышления ученых над понятийно-терминологическими проблемами инклюзивных процессов позволит выявить методологические основания развития инклюзивного образования, обосновать концептуально-теоретические основы инклюзивной педагогики, спрогнозировать стратегически значимые ориентиры структурных инклюзивных преобразований образовательной системы и практики.

В работе трека примут участие представители РАО, государственные служащие, практики, руководители общественных объединений, ведущие и молодые ученые университетов России, Норвегии, Италии, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • «Инклюзия» в контексте истории психолого-педагогической мысли;
  • Теоретико-методологические подходы к развитию инклюзивного образования в России и за рубежом;
  • Правовые и педагогические проблемы организации инклюзивного образования: отечественный и зарубежный опыт;
  • Модели инклюзивного образования в России и за рубежом;
  • Компаративный анализ потенциала студенческого инклюзивного волонтерства как фактор построения инклюзивной культуры общества;
  • Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры и образования.

Доклады:

  1. Shorena Sadazaglishvili, Ketevan Gigineishvili, (Грузия, Государственный университет Илии, Ассоциация социальных работников Грузии) Подготовка магистров для работы со взрослыми людьми с метальной инвалидностью: опыт Грузии;
  2. Беляева Мария Алексеевна (Россия, Екатеринбургская Академия современного искусства Екатеринбург) Социокультурная реабилитация инвалидов: от политики интеграции к инклюзии;
  3. Биктуганов Юрий Иванович (Россия, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области) Система инклюзивного образования Свердловской области;
  4. Богуславский Михаил Викторович, Дорохова Татьяна Сергеевна (Россия, Институт стратегии развития образования РАО, Уральский государственный педагогический университет) Эволюция отношения российского общества к инвалидности в ХХ веке: понятийно-терминологический аспект;
  5. Веджетти Серена (Италия, Университет Ла Сапиенца) Инклюзивный подход в педагогическом наследии Л.С. Выготского;
  6. Вербицкий Андрей Александрович (Россия, Российская Академия образования, Московский педагогический государственный университет) «Инклюзия» в контексте истории психолого-педагогической мысли;
  7. Ветошкин Сергей Александрович (Россия, Российский государственный профессионально-педагогический университет) Правовые и педагогические проблемы организации инклюзивного образования в России;
  8. Галагузова Минненур Ахметхановна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Теория и практика инклюзивного образования: понятийный аспект;
  9. Галагузова Юлия Николаевна, Чупина Карина (Россия, Уральский государственный педагогический университет, Германия, Совет Европы) Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры;
  10. Дунганова Джамиля Эрнстовна, Веретенникова Ксения Владимировна (Кыргызстан, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, Россия, Уральский государственный педагогический университет) От педагогического к инклюзивному взаимодействию: понятийный аспект;
  11. Коршунова Наталья Леонидовна (Россия, Дальневосточный федеральный университет) Проблемы инклюзивного образования в вузе;
  12. Литвак Римма Алексеевна (Россия, Челябинский государственный институт культуры) Синергетический подход к развитию инклюзивного образования;
  13. Назарова Наталья Михайловна (Россия, Московский государственный педагогический университет) Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструктивизма;
  14. Певная Мария Владимировна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Компаративный анализ потенциала студенческого инклюзивного волонтерства как фактор социокультурного развития городов;
  15. Петер Хольм (Норвегия, Институт социальной терапии) Развитие практико-ориентированного высшего образования в области социальной педагогики как инструмента социальных реформ и интеграции людей с инвалидностью в Армении, Грузии, Кыргызстане и Норвегии;
  16. Полонский Валентин Михайлович (Россия, Институт стратегии развития образования РАО) Стратегические ориентиры понятийно-терминологической системы педагогики и образования;
  17. Симонова Алевтина Александровна, Давыдова Наталья Николаевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Инклюзивное образование как объект управления: обзор научных исследований и нормативно правового обеспечения.

 

Секция №16. Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России

В рамках трека его участникам предлагается обсудить нерешённые проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования всех типов и уровней с акцентом на педагогические вузы. Традиционная проблема развития творческих способностей обучающихся будет рассмотрена в аспектах содержательно-методологических, формально-логических, этических и эстетических требований и норм, предъявляемых к процессам творчества, а также экспертизы, охраны, использования и коммерциализации результатов творческого труда. При этом особое место займёт проблема формирования одного из важнейших компонентов культуры творчества – культуры интеллектуальной собственности, нормам, предъявляемым к процессам экспертизы, охраны, использования и коммерциализации результатов творческой деятельности субъектов образовательного процесса.

Директ (вопросы для обсуждения):

  • Формирование педагогических систем воспитания культуры творчества;
  • Условия реализации потребностей субъектов образовательного процесса в самореализации как предиктора развития творческого потенциала личности;
  • Воспитательная роль масштабных научно-технических проектов, реализация которых будет рассмотрена как фактор творческого развития подрастающего поколения;
  • Развитие креативности студентов инженерных направлений подготовки;
  • Формирование системы охраны интеллектуальной собственности в педагогическом вузе как фактора воспитания культуры творчества;
  • Воспитание культуры сотворчества детей, педагогов и родителей в проекте «Детская академия изобретательства».

Доклады:

  1. Бывшева Марина Валерьевна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Воспитание культуры сотворчества детей, педагогов и родителей в проекте «Детская академия изобретательства».
  2. Зеер Эвальд Фридрихович (Россия, Российский государственный профессионально-педагогический университет) Потребность в самореализации как предиктор развития творческого потенциала личности;
  3. Литовский Владимир Васильевич (Россия, Институт экономики УрО РАН) Масштабный научно-технический проект как фактор творческого развития подрастающего поколения;
  4. Львова Лариса Ивановна (Россия, Уральский государственный педагогический университет) Система охраны интеллектуальной собственности в педагогическом вузе как фактор воспитания культуры творчества;
  5. Новоселов Сергей Аркадьевич (Россия, Уральский государственный педагогический университет) О формировании педагогической системы воспитания культуры творчества;
  6. Сазонова Анжелика Николаевна (Россия, Дальневосточный федеральный университет) Взаимодействие педагога и обучающегося в условиях открытого образования как ситуация СО-творчества;
  7. Сыманюк Эльвира Эвальдовна (Россия, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) Развитие креативности студентов инженерных направлений подготовки.