5 ноября 2020
Басюк Виктор Стефанович, Заместитель Министра просвещения РФ;
Приветственные слова
- Креков Павел Владимирович, Заместитель Губернатора Свердловской области;
- Богинский Михаил Вячеславович, генерал-лейтенант юстиции, руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области;
- Алтынникова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, и.о. директора Института стратегии развития образования Российской академии образования
Возможные выступления на пленарном заседании
| 1. Малафеев Николай Николаевич, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования (РАО), вице-президент РАО | Стратегические ориентиры в образовании лиц с ОВЗ | 
| 2. Биктуганов Юрий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, министр образования и молодежной политики Свердловской области | Инновационные процессы в деятельности образовательного кластера Свердловской области | 
| 3. Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор УрГПУ | Виртуальное образовательное пространство как ресурс межкультурного взаимодействия вузов в эпоху цифровизации | 
| 4. Тетерский Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор | Фундаментальная и прикладная педагогика: обновление ценностей и смыслов образования, воспитания и обучения | 
| 5. Сыманюк Эльвира Эвальдовна, доктор психологических наук, профессор, директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, руководитель регионального научного центра РАО в Уральском федеральном округе на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. | Особенности профессионального развития педагога в современном мире | 
| 6. Тренихина Светлана Юрьевна, кандидат социологических наук, ректор ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт регионального образования» | Повышение квалификации учителей в рамках реализации национального проекта «Образование» | 
Выставки
Экскурсии
6 ноября 2020. Секционные заседания
 
Секция №1. Субъектный подход в педагогике и психологии
| В рамках трека будут актуализированы и рассмотрены ключевые вопросы, связанные с реализацией субъектного подхода в образовательной практике. Представлены результаты психолого-педагогических исследований субъектности личности как в разрезе нормативного поведения, так и в девиантных его формах. Помимо этого будут обобщены ключевые факторы, влияющие на становление субъекта, среди которых особое значение приобретает среда, с которой он взаимодействует. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
Секция №2. Воспитательный потенциал обучения в дошкольном, среднем, дополнительном и профессиональном образовании
| Трек посвящен актуальной проблематике воспитания подрастающего поколения, как стратегическому общенациональному приоритету, учитывающему как духовно-нравственные и образовательно-развивающие интересы молодежи, так и актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития России в мировом сообществе. Представлен широкий спектр современного контента воспитательного потенциала государственной, общественной, семейной и др. систем педагогического взаимодействия с подрастающим поколением; исторических особенностей развития воспитания подрастающего поколения в России. Рассматриваются возможности, особенности, инновационные формы и методы реализации воспитательного потенциала системы образования всех уровней; учреждений культуры, средств массовой информации, семейного воспитания, общественных гражданско-патриотических и ветеранских организаций. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
Секция №3. Антропологические основания и принципы современного образования
| Интенсификация развития человека средствами современного образования происходит и может обеспечиваться тем, что организованные процессы идут навстречу со-бытийной природе человека. Все структурные компоненты со-бытия человека, включая со-знание, не противостоят друг другу, а образуют целостность, способную к самоорганизации. Поэтому важно и актуально исследовать антропологические аспекты единства экзистенциальных, культурных, деятельностных и информационных оснований современного образования. Актуальность реализация единства антропологических оснований в процессах индивидуализации, диалогизации, игроизации дополняется процессами цифровизации, виртуализации, футуризации образования. Развитие потенциала со-бытийной природы человека и организация процессов смыслового единства образовательного пространства реализуется посредством применения антропологических принципов образования, обеспечивающих и развивающих целостность каждого человека: природосообразность, гуманизм, культуросообразность, свободосообразность, смыслосообразность. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №4. Цифровизация образования
| Трек посвящен обсуждению вопросов, связанных с цифровой трансформацией образовательного процесса в школе и вузе. В ходе трека предполагается дискуссия о существующих подходах и обозначенных задачах цифровизации образования, возможности и целесообразности их реализации с точки зрения обеспечения качества образования и требований ФГОС. Предполагается рассмотрение вопросов интеграции массовых онлайн курсов в учебный процесс педагогических вузов, а также возможностей альтернативных решений (например, открытых образовательных ресурсов). Будет проанализирован опыт зарубежных и отечественных университетов и школ. Отдельным направлением обсуждений станут вопросы построения информационной образовательной среды вуза и школы, применения современных информационных технологий в образовательной практике, использования результатов научных исследований в учебном процессе педагогического вуза. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №5. Исследование субъект-субъектной парадигмы в педагогической теории и практике
| Гуманитарная отрасль науки всегда обращалась к проблемам субъектной, активной, инициативной позиции индивида в различных ситуациях. В психолого-педагогических исследованиях последней четверти XX века этому вопросу посвящено достаточно большое количество работ. И в XXI веке эти вопросы остаются достаточно актуальными для обсуждения: субъектами или объектами являются участники образовательной деятельности? Каково соотношение субъектности и субъективности в оценках процесса и результатов образования? Всегда ли обучающийся должен находиться в позиции субъекта? К тому же события последних месяцев добавили новые вопросы к осмыслению парадигмы субъект-субъектного образования. И эти вопросы требуют своего разностороннего обсуждения | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
Секция №6. Традиционные и инновационные методы филологического образования
| В рамках трека будут актуализированы и рассмотрены ключевые вопросы, связанные с процессами изучения речевой деятельности: формирование текстовой компетенции в практике гуманитарного образования; разработка и внедрение лингвокреативных технологий развития языковой личности; психолингвистические аспекты дискурсивного анализа новых феноменов языкового сознания в современном социокультурном контексте. Предполагается обсуждение результатов корпусных исследований авторских идиостилей в классической и постмодернистской парадигмах художественного творчества. В качестве специального направления в рамках научных дискуссий выделена проблема конструирования и восприятия современного учебного текста, диагностических и тренинговых процедур и результатов их апробации в образовательной практике с целью оптимизации когнитивных процессов усвоения знаний. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №7. Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми образовательными потребностями
| В рамках трека его участникам предлагается обсудить результаты актуальных междисциплинарных исследований в области изучения и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Будут рассмотрены клинические механизмы когнитивных и поведенческих расстройств у детей, стратегии формирования понятий и их синтеза в детском возрасте, практики работы с письменной речью детей с особыми образовательными потребностями, в том числе в условиях цифрового образования. Ключевой темой трека станет инклюзивное образовательное пространство, его психологическая безопасность и развитие в поликультурной среде. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
| Секция №8. Управление образованием: проблемы, тенденции, эффективность | 
| Обсуждение и научное осмысление стратегии и тактики управления образованием в условиях меняющейся социальной реальности. Происходящее трансформации общества требует от руководителей и персонала образовательных организаций всех уровней образования изменений, которые и должны обеспечить полноценную профессиональную деятельность в современных условиях, когда наблюдается поворот от понимания образования как государственной функции к образованию как преобразованию социальной реальности. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №9. Актуальные тренды географического и экологического образования
| Каковы актуальные тренды современного географического образования в школе и вузе? Возможно ли формирование пространственного мышления средствами цифровой образовательной среды? В треке будут проанализированы актуальные тренды и лучшие практики географического и геоэкологического образования в школьном и вузовском образовании, эффективные технологии он-лайн обучения в условиях современного культурно-информационного пространства. Отдельный дискурс в треке посвящен новой роли преподавателя и проблемам, возникающим при переходе на новые стандарты образования и применении в образовательном пространстве интерактивной он-лайн среды. Также экспертами будут представлены лучшие практики реализации социально-экологических проектов и общеразвивающих программ естественнонаучной направленности. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №10. Человеческое измерение истории. Образование: траектории развития
| Трек посвящен проблемам роли и перспективам исторического образования в рамках традиций развития университета. Человек прошлого: каковы методы и формы его «воскрешения». Человек и социум: принципы взаимовлияния в исторической динамике. Как повлияла антропологизация исторических исследований на преподавание исторических дисциплин. Каковы возможности и пределы реализации дистанционных форм в преподавании истории. Университетский историк: в чем должна состоять преемственность и развитие традиций. История как учебная дисциплина: методы и формы патриотического воспитания | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №11. Педагогическое образование в регионах: история и перспективы развития
| Спрогнозировать эффективную стратегию развития такого важного элемента социокультурной сферы как образование невозможно без учета апробированного опыта предыдущих поколений россиян. Становление различных способов подготовки педагогических кадров имело свою специфику в отдельных регионах России даже при условии наличия общегосударственной политики в отношении образования. Профессиональная деятельность педагога основывается на опыте прошлого, осуществляется в настоящем, но нацелена на будущее. Обучение – наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к меняющимся условиям жизни, а педагог готовит обучающихся к этим переменам. Стратегия будущего – опора на опыт прошлого. В рамках трека предполагается обсудить особенности профессиональной подготовки педагогических кадров в разных регионах России, определить, каковы факторы влияния: социально-экономическое состояние региона, взаимодействие региональной власти с местным самоуправлением, социумом, бизнесом по преодолению дефицита педагогических кадров и др. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
Секция №12. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательной организации
| Сегодня интенсивно развивается проектное управление и модернизация процессной системы для содействия в достижении целей и целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 20г. № 204 и инкорпорации в национальные проекты «Образование», «Наука», «Культура» и «Цифровая экономика». Для содействия достижению основных результатов национальных проектов на современном этапе становится углубление сотрудничества и стратегического партнерства между образовательными организациями высшего образования, научными организациями, предприятиями реального сектора экономики через реализацию проектного подхода, что обеспечивает инновационный аспект научно-образовательной деятельности вуза, поскольку объединяет деятельность исследовательскую и прогностическую, информационно-образовательную и социально-преобразующую. В рамках этого трека форума будут рассмотрены проблемы и перспективы формирования новых коллабораций в реализации совместных фундаментальных, культурно-образовательных и социальных проектов, критерии их оценки, методы проектирования и лучшие практики, что позволит участникам выйти на практико-ориентированные модели взаимодействия в рамках проектного управления. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
Секция №13. Психология образования: актуальные проблемы, научные подходы и эффективные практики
| Трек посвящен обсуждению фундаментальных и прикладных проблем психологии образования, организации обмена результатами научных исследований и опытом применения конкретных практик психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Ключевой темой трека станет раскрытие психологических условий персонализации образовательного процесса, обсуждение успешных моделей, инструментов и механизмов психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся. Отдельный дискурс в треке посвящен роли педагогов и родителей и проблемам их взаимодействия, возникающим при переходе из традиционного образовательного пространства в индивидуальную динамическую интерактивную онлайн среду. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
| Шорт-треки: 
 | 
Секция №14. Межкультурная коммуникация и продвижение русского языка и культуры
| Межкультурная коммуникация давно стала одним из самых перспективных направлений в научном и образовательном дискурсе, поскольку подобные компетенции нужны едва ли не каждому современному человеку. В XXI веке образование становится открытым, происходит обмен учащимися, реализуются совместные международные проекты, в том числе летние школы, стажировки и др.. Практическое освоение языков и межкультурной коммуникации позволяет современному человеку выбирать учебные заведения в любой стране, реализовывать бизнес-проекты, встраивать партнерские отношения и становиться частью поликультурного, многонационального сообщества. А продвижение русского языка и культуры способствует привлечению иностранных граждан в развивающееся образовательное пространство Российской Федерации. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №15. Инклюзивное образование: анализ и обобщение современной педагогической практики
| Трек посвящен коллективному обсуждению и научному осмыслению проблем реализации инклюзивного образования в России и за рубежом и будет проходить в формате презентации коллективной монографии «Понятийный аппарата педагогики и образования», выпуск 1В ходе трека будут обсуждаться и осмысляться как сама категория «инклюзия», так и множество связанных с ней понятий, которыми широко оперируют ученые и практики разных стран: инклюзивные процессы, инклюзивное взаимодействие, инклюзивная культура, инклюзивное образование, инклюзивная среда, инклюзивные сервисы, инклюзивное волонтерство и др. Размышления ученых над понятийно-терминологическими проблемами инклюзивных процессов позволит выявить методологические основания развития инклюзивного образования, обосновать концептуально-теоретические основы инклюзивной педагогики, спрогнозировать стратегически значимые ориентиры структурных инклюзивных преобразований образовательной системы и практики. В работе трека примут участие представители РАО, государственные служащие, практики, руководители общественных объединений, ведущие и молодые ученые университетов России, Норвегии, Италии, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
Секция №16. Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России
| В рамках трека его участникам предлагается обсудить нерешённые проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования всех типов и уровней с акцентом на педагогические вузы. Традиционная проблема развития творческих способностей обучающихся будет рассмотрена в аспектах содержательно-методологических, формально-логических, этических и эстетических требований и норм, предъявляемых к процессам творчества, а также экспертизы, охраны, использования и коммерциализации результатов творческого труда. При этом особое место займёт проблема формирования одного из важнейших компонентов культуры творчества – культуры интеллектуальной собственности, нормам, предъявляемым к процессам экспертизы, охраны, использования и коммерциализации результатов творческой деятельности субъектов образовательного процесса. | 
| Директ (вопросы для обсуждения): 
 | 
| Доклады: 
 | 
