5 ноября 2020
Басюк Виктор Стефанович, Заместитель Министра просвещения РФ;
Приветственные слова
- Креков Павел Владимирович, Заместитель Губернатора Свердловской области;
- Богинский Михаил Вячеславович, генерал-лейтенант юстиции, руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Свердловской области;
- Алтынникова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, и.о. директора Института стратегии развития образования Российской академии образования
Возможные выступления на пленарном заседании
1. Малафеев Николай Николаевич, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования (РАО), вице-президент РАО |
Стратегические ориентиры в образовании лиц с ОВЗ |
2. Биктуганов Юрий Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, министр образования и молодежной политики Свердловской области |
Инновационные процессы в деятельности образовательного кластера Свердловской области |
3. Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор УрГПУ |
Виртуальное образовательное пространство как ресурс межкультурного взаимодействия вузов в эпоху цифровизации |
4. Тетерский Сергей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор |
Фундаментальная и прикладная педагогика: обновление ценностей и смыслов образования, воспитания и обучения |
5. Сыманюк Эльвира Эвальдовна, доктор психологических наук, профессор, директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, руководитель регионального научного центра РАО в Уральском федеральном округе на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. |
Особенности профессионального развития педагога в современном мире |
6. Тренихина Светлана Юрьевна, кандидат социологических наук, ректор ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт регионального образования» |
Повышение квалификации учителей в рамках реализации национального проекта «Образование» |
Выставки
Экскурсии
6 ноября 2020. Секционные заседания
Секция №1. Субъектный подход в педагогике и психологии
В рамках трека будут актуализированы и рассмотрены ключевые вопросы, связанные с реализацией субъектного подхода в образовательной практике. Представлены результаты психолого-педагогических исследований субъектности личности как в разрезе нормативного поведения, так и в девиантных его формах. Помимо этого будут обобщены ключевые факторы, влияющие на становление субъекта, среди которых особое значение приобретает среда, с которой он взаимодействует. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №2. Воспитательный потенциал обучения в дошкольном, среднем, дополнительном и профессиональном образовании
Трек посвящен актуальной проблематике воспитания подрастающего поколения, как стратегическому общенациональному приоритету, учитывающему как духовно-нравственные и образовательно-развивающие интересы молодежи, так и актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития России в мировом сообществе. Представлен широкий спектр современного контента воспитательного потенциала государственной, общественной, семейной и др. систем педагогического взаимодействия с подрастающим поколением; исторических особенностей развития воспитания подрастающего поколения в России. Рассматриваются возможности, особенности, инновационные формы и методы реализации воспитательного потенциала системы образования всех уровней; учреждений культуры, средств массовой информации, семейного воспитания, общественных гражданско-патриотических и ветеранских организаций. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №3. Антропологические основания и принципы современного образования
Интенсификация развития человека средствами современного образования происходит и может обеспечиваться тем, что организованные процессы идут навстречу со-бытийной природе человека. Все структурные компоненты со-бытия человека, включая со-знание, не противостоят друг другу, а образуют целостность, способную к самоорганизации. Поэтому важно и актуально исследовать антропологические аспекты единства экзистенциальных, культурных, деятельностных и информационных оснований современного образования. Актуальность реализация единства антропологических оснований в процессах индивидуализации, диалогизации, игроизации дополняется процессами цифровизации, виртуализации, футуризации образования. Развитие потенциала со-бытийной природы человека и организация процессов смыслового единства образовательного пространства реализуется посредством применения антропологических принципов образования, обеспечивающих и развивающих целостность каждого человека: природосообразность, гуманизм, культуросообразность, свободосообразность, смыслосообразность. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №4. Цифровизация образования
Трек посвящен обсуждению вопросов, связанных с цифровой трансформацией образовательного процесса в школе и вузе. В ходе трека предполагается дискуссия о существующих подходах и обозначенных задачах цифровизации образования, возможности и целесообразности их реализации с точки зрения обеспечения качества образования и требований ФГОС. Предполагается рассмотрение вопросов интеграции массовых онлайн курсов в учебный процесс педагогических вузов, а также возможностей альтернативных решений (например, открытых образовательных ресурсов). Будет проанализирован опыт зарубежных и отечественных университетов и школ. Отдельным направлением обсуждений станут вопросы построения информационной образовательной среды вуза и школы, применения современных информационных технологий в образовательной практике, использования результатов научных исследований в учебном процессе педагогического вуза. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №5. Исследование субъект-субъектной парадигмы в педагогической теории и практике
Гуманитарная отрасль науки всегда обращалась к проблемам субъектной, активной, инициативной позиции индивида в различных ситуациях. В психолого-педагогических исследованиях последней четверти XX века этому вопросу посвящено достаточно большое количество работ. И в XXI веке эти вопросы остаются достаточно актуальными для обсуждения: субъектами или объектами являются участники образовательной деятельности? Каково соотношение субъектности и субъективности в оценках процесса и результатов образования? Всегда ли обучающийся должен находиться в позиции субъекта? К тому же события последних месяцев добавили новые вопросы к осмыслению парадигмы субъект-субъектного образования. И эти вопросы требуют своего разностороннего обсуждения |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №6. Традиционные и инновационные методы филологического образования
В рамках трека будут актуализированы и рассмотрены ключевые вопросы, связанные с процессами изучения речевой деятельности: формирование текстовой компетенции в практике гуманитарного образования; разработка и внедрение лингвокреативных технологий развития языковой личности; психолингвистические аспекты дискурсивного анализа новых феноменов языкового сознания в современном социокультурном контексте. Предполагается обсуждение результатов корпусных исследований авторских идиостилей в классической и постмодернистской парадигмах художественного творчества. В качестве специального направления в рамках научных дискуссий выделена проблема конструирования и восприятия современного учебного текста, диагностических и тренинговых процедур и результатов их апробации в образовательной практике с целью оптимизации когнитивных процессов усвоения знаний. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №7. Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми образовательными потребностями
В рамках трека его участникам предлагается обсудить результаты актуальных междисциплинарных исследований в области изучения и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Будут рассмотрены клинические механизмы когнитивных и поведенческих расстройств у детей, стратегии формирования понятий и их синтеза в детском возрасте, практики работы с письменной речью детей с особыми образовательными потребностями, в том числе в условиях цифрового образования. Ключевой темой трека станет инклюзивное образовательное пространство, его психологическая безопасность и развитие в поликультурной среде. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №8. Управление образованием: проблемы, тенденции, эффективность |
Обсуждение и научное осмысление стратегии и тактики управления образованием в условиях меняющейся социальной реальности. Происходящее трансформации общества требует от руководителей и персонала образовательных организаций всех уровней образования изменений, которые и должны обеспечить полноценную профессиональную деятельность в современных условиях, когда наблюдается поворот от понимания образования как государственной функции к образованию как преобразованию социальной реальности. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №9. Актуальные тренды географического и экологического образования
Каковы актуальные тренды современного географического образования в школе и вузе? Возможно ли формирование пространственного мышления средствами цифровой образовательной среды? В треке будут проанализированы актуальные тренды и лучшие практики географического и геоэкологического образования в школьном и вузовском образовании, эффективные технологии он-лайн обучения в условиях современного культурно-информационного пространства. Отдельный дискурс в треке посвящен новой роли преподавателя и проблемам, возникающим при переходе на новые стандарты образования и применении в образовательном пространстве интерактивной он-лайн среды. Также экспертами будут представлены лучшие практики реализации социально-экологических проектов и общеразвивающих программ естественнонаучной направленности. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №10. Человеческое измерение истории. Образование: траектории развития
Трек посвящен проблемам роли и перспективам исторического образования в рамках традиций развития университета. Человек прошлого: каковы методы и формы его «воскрешения». Человек и социум: принципы взаимовлияния в исторической динамике. Как повлияла антропологизация исторических исследований на преподавание исторических дисциплин. Каковы возможности и пределы реализации дистанционных форм в преподавании истории. Университетский историк: в чем должна состоять преемственность и развитие традиций. История как учебная дисциплина: методы и формы патриотического воспитания |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №11. Педагогическое образование в регионах: история и перспективы развития
Спрогнозировать эффективную стратегию развития такого важного элемента социокультурной сферы как образование невозможно без учета апробированного опыта предыдущих поколений россиян. Становление различных способов подготовки педагогических кадров имело свою специфику в отдельных регионах России даже при условии наличия общегосударственной политики в отношении образования. Профессиональная деятельность педагога основывается на опыте прошлого, осуществляется в настоящем, но нацелена на будущее. Обучение – наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к меняющимся условиям жизни, а педагог готовит обучающихся к этим переменам. Стратегия будущего – опора на опыт прошлого. В рамках трека предполагается обсудить особенности профессиональной подготовки педагогических кадров в разных регионах России, определить, каковы факторы влияния: социально-экономическое состояние региона, взаимодействие региональной власти с местным самоуправлением, социумом, бизнесом по преодолению дефицита педагогических кадров и др. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №12. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательной организации
Сегодня интенсивно развивается проектное управление и модернизация процессной системы для содействия в достижении целей и целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 20г. № 204 и инкорпорации в национальные проекты «Образование», «Наука», «Культура» и «Цифровая экономика». Для содействия достижению основных результатов национальных проектов на современном этапе становится углубление сотрудничества и стратегического партнерства между образовательными организациями высшего образования, научными организациями, предприятиями реального сектора экономики через реализацию проектного подхода, что обеспечивает инновационный аспект научно-образовательной деятельности вуза, поскольку объединяет деятельность исследовательскую и прогностическую, информационно-образовательную и социально-преобразующую. В рамках этого трека форума будут рассмотрены проблемы и перспективы формирования новых коллабораций в реализации совместных фундаментальных, культурно-образовательных и социальных проектов, критерии их оценки, методы проектирования и лучшие практики, что позволит участникам выйти на практико-ориентированные модели взаимодействия в рамках проектного управления. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №13. Психология образования: актуальные проблемы, научные подходы и эффективные практики
Трек посвящен обсуждению фундаментальных и прикладных проблем психологии образования, организации обмена результатами научных исследований и опытом применения конкретных практик психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Ключевой темой трека станет раскрытие психологических условий персонализации образовательного процесса, обсуждение успешных моделей, инструментов и механизмов психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся. Отдельный дискурс в треке посвящен роли педагогов и родителей и проблемам их взаимодействия, возникающим при переходе из традиционного образовательного пространства в индивидуальную динамическую интерактивную онлайн среду. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Шорт-треки:
|
Секция №14. Межкультурная коммуникация и продвижение русского языка и культуры
Межкультурная коммуникация давно стала одним из самых перспективных направлений в научном и образовательном дискурсе, поскольку подобные компетенции нужны едва ли не каждому современному человеку. В XXI веке образование становится открытым, происходит обмен учащимися, реализуются совместные международные проекты, в том числе летние школы, стажировки и др.. Практическое освоение языков и межкультурной коммуникации позволяет современному человеку выбирать учебные заведения в любой стране, реализовывать бизнес-проекты, встраивать партнерские отношения и становиться частью поликультурного, многонационального сообщества. А продвижение русского языка и культуры способствует привлечению иностранных граждан в развивающееся образовательное пространство Российской Федерации. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №15. Инклюзивное образование: анализ и обобщение современной педагогической практики
Трек посвящен коллективному обсуждению и научному осмыслению проблем реализации инклюзивного образования в России и за рубежом и будет проходить в формате презентации коллективной монографии «Понятийный аппарата педагогики и образования», выпуск 1В ходе трека будут обсуждаться и осмысляться как сама категория «инклюзия», так и множество связанных с ней понятий, которыми широко оперируют ученые и практики разных стран: инклюзивные процессы, инклюзивное взаимодействие, инклюзивная культура, инклюзивное образование, инклюзивная среда, инклюзивные сервисы, инклюзивное волонтерство и др. Размышления ученых над понятийно-терминологическими проблемами инклюзивных процессов позволит выявить методологические основания развития инклюзивного образования, обосновать концептуально-теоретические основы инклюзивной педагогики, спрогнозировать стратегически значимые ориентиры структурных инклюзивных преобразований образовательной системы и практики. В работе трека примут участие представители РАО, государственные служащие, практики, руководители общественных объединений, ведущие и молодые ученые университетов России, Норвегии, Италии, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|
Секция №16. Проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования России
В рамках трека его участникам предлагается обсудить нерешённые проблемы воспитания культуры творчества в учреждениях образования всех типов и уровней с акцентом на педагогические вузы. Традиционная проблема развития творческих способностей обучающихся будет рассмотрена в аспектах содержательно-методологических, формально-логических, этических и эстетических требований и норм, предъявляемых к процессам творчества, а также экспертизы, охраны, использования и коммерциализации результатов творческого труда. При этом особое место займёт проблема формирования одного из важнейших компонентов культуры творчества – культуры интеллектуальной собственности, нормам, предъявляемым к процессам экспертизы, охраны, использования и коммерциализации результатов творческой деятельности субъектов образовательного процесса. |
Директ (вопросы для обсуждения):
|
Доклады:
|